Версия для слабовидящих

Официальный сайт Администрации

 

Мастер-класс «Изготовление сосуда методом ручной лепки»

 
Гончарное дело или производство керамики возникло на заре зарождения человека. Первобытные люди, в основном женщины, изготавливали посуду вручную, лепили из глины и пользовались техникой налепа. Так продолжалось многие тысячелетия до изобретения ножного гончарного круга. Киевская Русь узнала гончарный круг только в IX веке. Да и сейчас некоторые народы Африки и латинской Америки лепят посуду вручную, не используя вращения. А некоторые сосуды иначе и не изготовишь. Ведь сосуды для вина в Грузии-квеври делают именно так.
 
И мы, вооружившись опытом наших предков, изготовим для начала простой по форме сосуд-макитру. Поскольку лепка- процесс творческий и, порою, приводящей к результатам далёким от первоначальной задумки. Начнём с проекта. Нарисуем сосуд в натуральную величину и разместим рядом с рабочим местом.
 
 
 
 
ФОТО 1
Материалы:
1. твёрдая, устойчивая поверхность-стол;
2. глина, мягкая пластичная, однородного состава;
3. острый узкий нож;
4. плоская гладилка (деревянная расчёска, шпатель, линейка);
5. стеки из дерева, пластика готовые в наборах или самодельные;
6. ложка;
7. шликер, для склеивания деталей используется та же глина, разведённая с водой до состояния кефира, половина стакана будет достаточно.
Шаг 1. Донышко 
На куске ткани (чтобы глина не прилипала к рабочей поверхности) расплющиваем кусок глины толщиной 1 см.
 
ФОТО 2
Гладилкой разравниваем поверхность.
 
ФОТО 3
Стаканом или банкой подходящего диаметра отмечаем размер донышка.
 
ФОТО 4
Острым ножом отрезаем лишнюю глину, получаем ровный круг.
 
ФОТО 5
Под ткань подложите деревянную или пластиковую подставку, чтобы будущее изделие можно было легко вращать.
Шаг 2. Формование тулова
Из глины формуем колбаску, раскатывая на столе двумя ладонями. Длина — около 15 см. С длинами «колбасками» работать сложнее и дольше. Каждый раз нужно делать новую «колбаску», заготовленные впрок подсыхают и плохо лепятся.
 
ФОТО 6
Шаг 3.
Смазав шликером край донышка, «колбаску» плотно прилепим по кругу.
 
ФОТО 7
Шаг 4.
Следующие ярусы добавляются также, поворачивая изделия на подставке.
Шаг 5.
Сделав 4-5 см в высоту сверяем форму сосуда с эскизом.
 
ФОТО 8
Шаг 6.
Выглаживаем поверхность изнутри- ложкой или стеком округлой формы.
 
ФОТО 9
Снаружи — плоским инструментом.
 
ФОТО 10
Шаг 7.
Таким же образом поэтапно формуем всё тулово. Толщина стенки одинаковая по всей высоте 7-8 мм.
Теперь нужно дать сосуду «подвялиться», т. е. окрепнуть на воздухе. Иначе излишне мягкая глина может не выдержать собственный вес и изделие «сядет». Верхний край сосуда закройте полоской плёнки или мокрой тканью.
 
ФОТО 11
Шаг 8. Ручка
Пока нижняя часть сосуда подсыхает можно заняться изготовлением ручки. Для этого раскатываем «морковку» длиной 15 см. и приплющиваем её, кинув на стол, сгибаем до нужной формы и оставляем подсыхать.
 
ФОТО 12
Шаг 9.
Всё время сверяя форму сосуда с эскизом, долепите шейку, особо тщательно доработайте устье сосуда.
 
ФОТО 13
Шаг 10. Крепление ручки
Ручку в сыром состоянии крепить нельзя, скорее всего она треснит при сушке. Когда ручка и сосуд одинаково «подвялились» до кожетвёрдого состояния, примериваем ручку по месту.
Наносим ножом сетку на все поверхности крепления.
 
ФОТО 14
смазываем места крепления шликером и приставляем ручку, примазываем глиной, добиваясь «плавного» перехода форм.
 
ФОТО 15
Шаг 11. Декорирование по сырому
Острым стеком или карандашом можно процарапать орнамент: «волнушечки», геометрические и др.
 
ФОТО 16
Можно налепить орнамент из тонких 3-5 мм «колбасок», приклеивая их на шликер.
 
ФОТО 17
Когда изделие достаточно подсохнет, осторожно переверните его поставьте донышком вверх, на донышке изобразите клеймо мастера. Прикройте тканью ручку от преждевременного высыхания. В таком положении досушите изделие окончательно.
После обжига сосуд расписывают всевозможного рода красками. А тут творческая фантазия автора, разнообразие мотивов и форм декорирования безграничны.
 
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!
 
Мастер-класс «Изготовление сосуда методом ручной лепки» - cкачать (формат - .odt)
goncharov
Гончар
 
foto 1
фото
foto 2
фото 1
foto 3
фото 2
foto 3
фото 3
foto 4
фото 4
foto 5
фото 5
foto 6
фото 6
foto 7
фото 7
foto 8
фото 8
foto 9
фото 9
foto 10
фото 10
foto 11
фото 11
foto 12
фото 12
foto 13
фото 13
foto 14
фото 14
foto 15
фото 15
foto 16
фото 16
foto 17
фото 17

 

 

Мастер-класс Войцещука А.В. «Этюд. Человек в движении. Работа на каркасе»

 
Шаг 1. Эскиз на бумаге
 
Любая творческая работа подразумевающая длительный, поэтапный ход, начинается с эскиза. Для выбора композиции предлагается знакомые для учащихся образы: спорт, танцы, балет, труд и др. виды деятельности. Главное, чтобы в композиции фигуры отчётливо выявлялась сильная, экстремальное движение, динамическое соотношение частей тела человека, положение их в пространстве. Этому поможет работа на каркасе, так как не надо особо заботиться о том, как и на чём фигура будет стоять. С помощью каркаса футболиста можно поставить на одну ногу, а балерину вообще на один
палец.
 
ФОТО 1 ФОТО 1.1 ФОТО 1.2
Когда размер фигуры определён, рисуем фигуру человека того же размера в прямостоящем положении.
 
ФОТО 2
Шаг 2. Лепка «модуля»
Из пластилина лепим отдельные части тела, соблюдая размеры пропорции рисунка, можно лепить условно: «морковка»- голень, «морковка»- бедро, «яйцо плюс цилиндр»- голова и т. д. Не прорабатывая детали. Нас интересует сейчас только длина детали.
 
ФОТО 3
Шаг 3. Эскиз в объёме
Согласно нарисованного эскиза соединяем отдельные части тела. Начинаем с изгиба позвоночника, поворота плечей относительно таза.
 
ФОТО 4
Соединяем ноги, руки, голову. Особо уделяем внимание анатомически естественному сочленению частей тела, без «вывихов» и обратных изгибов суставов. Не забываем в то же время о главной задач: передачи яркого, эмоционально острого движения фигуры человека.
 
ФОТО 5
Шаг 4. Изготовление каркаса
Каркас изготавливается из проволоки размерами и пропорциями по тому же рисунку, которые мы сделали для лепки модуля. Руки и ноги нужно сделать длинее на 2-3 см.
 
ФОТО 6
Согласно эскиза в объёме, изгибаем проволочный каркас. Так чтобы он был как бы скелетом будущей фигуры.
 
ФОТО 7
Шаг 5. Лепка фигуры
На каркас небольшими кусочками прилепливаем основные массы. Работа ведётся одновременно во всех частях. После набора основных масс, начинается и ведётся до завершения работы проработка деталей.
 
ФОТО 8
Особое внимание уделяется деталям костюма, экиперовке, форме и причёске. Всё должно «работать» на результат: подчёркивать и выявлять главное движение, выделять главное из второстепенного, деталями подчеркнуть композиционный фокус, не допустить баласта и лишних деталей.
 
ФОТО 9
Шаг 6. Крепление фигуры на подставку
Выпиливаем подставку необходимого размера. Хуже если она покажется больше нужной. В подставке сверлим отверстие сверлом того же диаметра что и проволока каркаса. Концы каркаса которые мы намеренно оставили длиннее вставляем в отверстие, подставку облепим тонким слоем пластилина.
 
Заключение. Лепка фигуры человека проводится со старшими школьниками, учащиеся получают навыки мелкой пластики, изготовления каркаса, осваивают основы пластической анатомии, учатся «читать язык скульптуры», т. е. увидеть и понять средства, которыми пользуется автор для выполнения своего замысла.
 foto mk 1
фото 1
foto mk 2
фото 1.1
foto mk 3
фото 1.2
foto mk 4
фото 2
foto mk 5
фото 3
foto mk 6
фото 4
foto mk 7
фото 5
foto mk 8
фото 6
foto mk 9
фото 7
foto mk 10
фото 8
foto mk 11фото 9

 

Мастер-класс «Этюд. Человек в движении. Работа на каркасе». Скачать (формат - .odt)

 

Мастер-класс Астгик Маратовны Солокян

Мастер-класс Астгик Маратовны Солокян
руководителя студии декоративно-прикладного
искусства «Араратская долина».
Армянское кружевоплетение.
Армянская вышивка (арм.: Марах).
Ковроделие.
Карпеты - это ещё один вид армянского ковроплетения.
Армянские куклы.  
 
 

 solokyan

 Астгик Маратовна Солокян